Приветствую Вас, Гость

    Технология продуктивного обучения


Краткая характеристика образовательного пространства компьютерных дисциплин

Понятие «информационная культура» включает свод правил поведения в информационном компьютеризированном обществе. В понятие «информационная культура» также относится способность человека осознать и освоит информационную картину мира с тем, чтобы, познав ее, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему, разумно выбирать информационные потоки, сознательно строить собственную информационную среду, выживать и преуспевать в информационном и компьютеризированном обществе.
Новый тип экономики предъявляет новые требования к выпускникам, среди которых все больший приоритет получают требования системноорганизованных интеллектуальных, коммуникативных, рефлексирующих, самоорганизующих, моральных начал, позволяющих успешно организовать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах.
Мой опыт преподавания дисциплин, формирующих информационную культуру молодых людей, составляет более 30 лет. За это время мною преподавались дисциплины ГОС СПО: Информационные технологии в профессиональной деятельности, Компьютеризация производства (дисциплина вариативной части учебного плана)
Опыт преподавания этих дисциплин  лег в основу обновленной модели преподавания дисциплин компетентностного подхода на основании ФГОС СПО. Это дисциплины,  по которым я веду обучение с 2013 учебного года:
1.    Информационные технологии в профессиональной деятельности 
2.    Информатика и ИКТ (с 2015 года – Информатика) 

Учебная дисциплина Информатика относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, является частью программы подготовки специалистов среднего звена, изучается в объеме 150 часов максимальной учебной нагрузки, включая 100 часов обязательной учебной нагрузки студентов, в том числе 60 часов практических занятий и 50 часов самостоятельной работы студентов. Содержание дисциплины определяется Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" и Примерной программой, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, Протокол № 2 от 26. 03. 2015
Обучение по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» осуществляю на основании ФГОС СПО. Дисциплина введена за счет вариативной части учебного плана специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» для реализации общепрофессиональных компетенций. Рабочая программа, по которой осуществляется обучение, является авторской. Реализация программ учебных дисциплин компьютерных наук в системе СПО способствует формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
УМК дисциплин составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их содержанию и оформлению, и включают в себя: 
1.    Нормативная документация
2.    Учебно-программная документация
3.    Учебно-методическая документация:
- методический комплект средств обучения
- методический комплект для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
- методический комплект для контроля результатов обучения
Поскольку ранее многолетний опыт моей работы в той или иной степени был связан с технологией продуктивного обучения, я продолжила педагогические исследования в этом направлении в условиях компетентностного подхода с широким использованием новых информационных технологий, основанных на применении ИКТ. В основу моих исследований положен ранний опыт работы по дисциплинам ГОС СПО и дисциплинам компетентностного подхода ФГОС 3+. 
Краткая характеристика обраовательного простра

Актуальность опыта

нства компьютерных дисциплин
Современные технологии, в т.ч. и компьютерные, имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому, следует уделять особое внимание использованию образовательных технология, современному состоянию использования ИКТ и путях модернизации образования. В педагогической литературе рассматриваются новые условия обучения и воспитания молодых людей, которые должны активизировать их жизненную позицию, помочь ему самоутвердиться и самореализоваться в условиях системы СПО. Для этого педагогу необходимо активизировать эмоциональный, интеллектуальный и волевой потенциал обучающегося. Следовательно, познавательная активность студента зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения занятий преподавателем. 
Условия реализации опыта: обучающие студенты системы СПО
Педагогическая идея: 
Использование компьютерных технологий на занятиях в системе СПО за последнее десятилетие получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и появлением Интернета. Технология продуктивного обучения и новые учебные технологии, связанные с применением компьютерной техники предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Педагогическая идея  заключается в  повышении мотивации обучающихся к развитию своих способностей через организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Цель педагогического опыта: создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся с применением принципов продуктивного обучения и средствами ИКТ на занятиях и во внеурочной деятельности.
Гипотеза – применение системы новых информационных технологий на занятиях приведет к повышению информационной культуры, познавательного интереса обучающихся к изучаемым дисциплинам. В результате, возможно повышение успеваемости и качества обучения.
Объект реализации педагогической идеи: процесс обучения компьютерным дисциплинам студентов системы СПО с использованием основ технологии продуктивного обучения и ИКТ.
Предмет исследования в ходе становления педагогического опыта: принципы продуктивности с использованием компьютерных технологий на занятиях – это средство повышения мотивации и познавательной деятельности студентов.
Педагогическая идея опыта использования принципов продуктивного обучения и ИКТ в учебном процессе построена на выдвинутой гипотезе и организации познавательной деятельности обучающихся на занятиях компьютерного цикла дисциплин. 
Обучение строится в зависимости от способностей обучающихся, его интересов и культурного уровня. Это обеспечивает положительный фон для успешной учебы и развития качеств, необходимых всесторонне развитой личности. 
 Ожидаемые результаты: подтверждение гипотезы и, как следствие, увеличение числа обучающихся, охваченных исследовательской и проектной деятельностью.
 
Тема исследования: «Использование элементов технологии продуктивного обучения в преподавании цикла компьютерных дисциплин».
Специфика компетентностного подхода в условиях среднего профессионального образования
Целью образования в настоящее время является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Все это и составляет специфику компетентностного подхода. Его реализация предполагает перенос акцентов на воспитательную, развивающую функции образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное развитие, высокую психологическую устойчивость и готовность к полезному труду.
Актуальность данной проблемы подтверждается и тем, что именно такой подход заложен сегодня в макете нового стандарта среднего профессионального образования, также ориентированного на достижение выпускниками учреждений среднего профессионального образования (СПО) общих и профессиональных компетенций.
Для реализации компетентностного подхода в пространстве вверенных мне дисциплин мною определены направления работы: 
1. Построение модели преподавания, обеспечивающей развитие общепрофессиональных компетенций, заложенных в требованиях ФГОС СПО.
2. Эффективная организация  учебного процесса, обеспечивающего мотивированное обучение.
3. Максимальное использование собственного опыта преподавания с коррекцией на веяния нового времени
Проанализировав требования компетентносного подхода и собственный опыт, мною была продолжена работа с использованием принципов продуктивного обучения со следующим обоснованием:
1. Компетентностный подход в условиях среднего профессионального образования по умолчанию предполагает продуктивное обучение в той или иной форме.
2. Мною наработан опыт преподавания по технологии продуктивного обучения, который необходимо адаптировать под новые требования и развить. 
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
 
Основные теоретические позиции, идеи технологии продуктивного обучения 
Продуктивное обучение ориентируется на создание учениками образовательного продукта, который получается путем добавления нового к уже известным знаниям. Благодаря тому, что продуктивное обучение носит производственный характер, это делает обучение эффективным инструментом начальной профессиональной подготовки и способом социальной адаптации подростков. Термин «продуктивное обучение», Productive Learning (PL) был введен в 90 х годах немецкими учеными и педагогами Ингрид Бем и Йенсом Шнайдером. Определение продуктивного обучения выработано совместно участниками II конгресса Института продуктивного обучения в 1992 году Пенише (Португалия). Результатом деятельности учеников становятся творческие работы не только по учебным дисциплинам, но и по методологии их деятельности. На сегодня определение продуктивного обучения звучит следующим образом: «Продуктивное обучение является образовательным процессом, реализуемым с помощью индивидуальных маршрутов, структурированных в виде последовательности шагов с четко определёнными результатами, являющимися продуктивно-ориентируемыми действиями в жизненных ситуациях». 
В системе продуктивного  обучения  роль педагога меняется самым решительным образом. Он перестает быть «источником мудрости», которая должна быть передана ученикам, а становится их партнером и советником. Главным содержанием работы учителя становится совместное составление с учеником его индивидуального образовательного маршрута, предоставление информации о возможностях той образовательной среды, в которой происходит обучение , индивидуальное консультирование, организация групповой работы, совместный анализ итогов и результатов обучения . 
 
ВЕДУЩИЕ ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Концептуальная основа модели 
Задача образовательной технологии: Организовать целостную педагогическую деятельность в пространстве компьютерных дисциплин, которая обеспечивает формирование общепрофессиональных компетенций, ключевым звеном которой является получение студентами продукта – овладение широким спектром активных познавательных умений с учетом:
1. Требований ФГОС СПО
2. профессиональной и личной ориентации студентов.
Основополагающие принципы продуктивного обучения, заложенные в предметное содержание, дидактическое обеспечение и методическое сопровождение УМК дисциплины:
1. продуктивность: результат обучения – активные познавательные умения и материализованный продукт-отчет как свидетельство глубоких и разносторонних умений 
2. прикладной, профессиональный характер деятельности студента: содержание задания связно с производством, специальностью, особенностью региона
3. реалистичность: приоритетное использование методики моделирования реальных ситуаций в работе со студентами
4. системность (технологичность): продукт - есть комплекс взаимосвязанных практических работ студента всей учебной дисциплины
5. индивидуализация (вариативность) деятельности студента: возможность вариации в рамках задания 
6. Алгоритмичность обучения: деятельность студентов есть регламентированная система действий.
7. Интерактивность обучения: выполнение заданий во взаимодействии и диалоге 
Содержательный компонент модели 
Учебная дисциплина ОП.10 Информационные технологии в профессиональной дея-тельности относится к циклу общепрофессиональных дисциплин вариативной части учебного плана по специальности  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (базовая подготовка); изучается в объеме 90 часов максимальной учебной нагрузки, включая 60 часов обязательной учебной нагрузки студентов, в том числе 30 часов практических занятий и 30 часов самостоятельной работы студентов. Формой промежуточной аттестации по дисциплине является дифференцированный зачет;
Мною самостоятельно разработаны: программно-плановая документация, методические и дидактические материалы по данной дисциплине. 
1. Рабочая программа
2. Календарно-тематический план
3. Планы учебных занятий
4. Методические указания по выполнению практических занятий
5. Электронная версия рабочей тетради
6. Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
7. График выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
8. Электронный учебник
9. База мультимедиа сопровождения учебных занятий
10. Каталог веб-ссылок на учебный материал
11. Фонд оценочных средств
• Тестовые задания  входного контроля знаний
• Тестовые задания  по всем темам дисциплины
• Оценочные материалы для промежуточной аттестации
• Задания к творческой работе
• Задания к контрольной практической работке
12. График применения КОС
Основой разработки рабочей программы являются общие компетенции ОК1-ОК10. В частности, имеющие непосредственно отношение к содержанию дисциплины: 
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
 В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 
− использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
− использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 
− основные понятия автоматизированной обработки информации;
− общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
− состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
− методы и средства сбора, обработки, хранения и накопления информации;
− базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
− основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
 
Разъяснения:
1. В рабочей программе учебной дисциплины заложено выполнение практических заданий, которые обязаны сформировать у студента систему общепрофессиональных компетенций.
2. Содержание заданий носит профессиональный характер, близкий к реальной ситуации и в зависимости от целей развивают описательные, творческие, расчетные, поисковые качества студента 
3. В ходе выполнения заданий студентами создается образовательный продукт, который образует единое целое и получается путем добавления нового к уже известным знаниям и умениям – систему взаимосвязанных практических заданий 
4. Система взаимосвязанных ПЗ – это проект виртуального предприятия для которого  студенты средствами информационных технологий должны спроектировать логотип, кадровый состав работников, страницу сайта, осуществить расчет фонда заработной платы и т. д 
5. Продукт создается студентом в процессе всего курса обучения по алгоритму, заданному преподавателем в форме электронной версии рабочей тетради (РТ)
6. Электронную версию РТ студент получает в начале курса обучения и может работать по индивидуальному плану. 
7. Конечный продукт деятельности студента - это  образова¬тельный отчёт в печатной форме рабочей тетради и электронной версии с приложениями расчетов, презентаций 
8. Электронная версия РТ с приложениями составляет компонент портфолио студента по дисциплине
Процессуальный компонент модели:
Цель обучения: организовать личностную деятельность обучаемых, которая обеспечивает развитие общепрофессиональных компетенций через продуктивную деятельность и способствует формированию поискового, творческого, преобразовательного характера учебного познания 
Конкретные цели обучения вытекают из следующего: обучаемые должны уметь определять индивидуальный смысл занятий по дисциплине, поставить цели, спроектировать этапы собственной познавательной деятельности, отобрать темы, проконтролировать и оценить свою работу. Чем большую степень включения обучаемого в конструирование собственного образования обеспечивает –образовательная модель и сам преподаватель, тем полнее оказывается его индивидуальная самореализация, тем выше результат самообучения
Необходимо обучить студента умению самостоятельно "добывать"
необходимые знания и умения. Нужно пробудить и развить в нем творческие
склонности. А это возможно только при условии, что в процессе обучения
будут применяться специальные творческие задачи научно-исследовательской, проектной, конструкторской, технологической деятель-ности, т.е. будут реализовываться мотивационные знания. На основе этих рассуждений детализированы конкретнее цели обучения 
Конкретные цели обучения
- Сформировать у студентов понимание необходимости  владения познавательными умениями в области информационных технологий
- предоставить студентам возможность овладения широким спектром активных познавательных умений, получения знаний,  создания образовательной продукции, 
- Планировать,  координировать и организовывать собственную педагогическую деятельность и учебную, творческую практическую работы студентов;
- Обеспечивать системный контроль, анализ и коррекцию деятельности студентов,
- Обеспечивать автоматизацию системы контроля качества обучения;
- Сформировать у студентов умения анализировать, соотносить результаты продуктивной деятельности с целями.
Успех в учебе – это умение плюс желание. Преимущества, которые несет в себе мотивированное обучение, огромны: внутренний стимул повышает интерес и выносливость, усиливает концентрацию. Обучаемые, внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают, и сами проверяют, как они усвоили новую информацию
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
Условия реализации опыта
Прежде чем использовать образовательные методики, приемы мотивации на занятиях и во внеурочной деятельности, считаю необходимым провести анализ особенностей пространства, в котором реализуется образовательная дисциплина
Особенность/проблема Возможное решение
1 Студенты   3 курса изначально имеют навыки работы с ПК и офисным программным обеспечением. Развитие  умений работы   с заданиями прикладного, исследовательского характера с широким использованием интерактивного обучения
2 Возможные отклонения  выполнения заданий студентами от графика календарно-тематического  плана , связанные с  отсутствием студента на занятиях или по другим причинам Предоставление  методического материала  для  выполнения заданий по индивидуальному графику.
3 Дифференцированные  учебные воможности обучаемых и  различия в  уровене владения базовыми знаниями, особенности психовозрастных характеристик студентов. Организация занятий в интерактивном режиме, приемы дифференцированного разно уровневого обучения
4 Возможная  непредсказуемость хода проведения занятий и необходимость изменять  запланированные  моменты учебного занятия по ходу самого занятия по различным причинам. (особенность последнего времени)  Владение преподавателем приема-ми координирования   мотивацией, психологическими приемами в зависимости от ситуации и создание разноплановой  методической базы 

По результатам анализа особенностей и проблем я определяю составные элементы методики обучения

На начальном этапе   обучения  организую следующее
1.    Объясняю студентам особенности обучения: 
-    содержание общепрофессиональных компетенций
-    перечень познавательных умений, 
-    порядок  создания продукта-отчета:  систему действий студента по подготовке, выполнению и защите работы
2.    Предоставляю  студентам пакет методических материалов:
-    электронную версию рабочей тетради 
-    график выполнения практических работ
-    электронный учебник, 
-    базу мультимедиа сопровождения учебных занятий (желающим студентам0
-    электронную версию методических указаний по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
-    график выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
-    График  использования КОС
3.    Объясняю преимущества, которые студент получает в случае успешного выполнения заданий в рекомендованные сроки.
В дальнейшем систему работы  по овладению студентом    спектром активных познавательных умений  в течение всего курса обучения строю по определенной схеме.
Студент выполняет следующую систему действий:
-    готовит проект работы на бумажных носителях или в качестве замысла,  ис-пользуя методические указания к самостоятельной работе. Например – проект визитной  карточки фирмы
-    выполняет электронную версию работы  согласно заданиям рабочей тетради (электронный проект визитной карточки)
-    представляет печатаную версию работы преподавателю с последующей защитой
-    сохраняет электронные версии всех работ в своей базе
-    защищает конечный проект  в форме конференции с использованием интерактивной доски
-    Конечный продукт (диск с записью работы) помещается в портфолио студента
Результатом  работы студентов  по окончании курса является:
-    Печатный  вариант рабочей тетради 
-    Электронная версия базы  совокупного продукта
-    Познавательная система  умений, спроектированная замыслом преподавателя 
Возможный уровень самостоятельности работы студентов:
1.    Работа выполняется по индивидуальному графику,  опережая  сроки календарно-тематического плана. 
2.    Работа выполняется по графику учебных занятий
3.    Комбинированный вариант: работа в целом выполняется по графику занятий,  по отдельным темам как вариант  самостоятельной работы.
Собственный опыт работы по описанной методике показывает: 
1.    В группе из 25 человек  примерно  6-8 студентов мотивированны на самостоятельный график работы. На занятиях они выполняют работу с  опережением.
2.    Значительная часть студентов ориентирована на работу согласно учебным занятиям, но в силу возможных   пропусков занятий студентами, часть работы  выполняется вне  плана занятий, как правило с элементами консультирования успевающих студентов
Обучения информационным технологиям через информационные технологии
Основной формой реализации спроектированной модели преподавания является учебное занятие, а  основным инструментом – мотивация. 
Приоритетным направлением мотивации в моей  работе считаю  использование  информационных технологий. Без активного внедрения  в образовательный про-цесс современных информационных технологий  проведение занятий невозможно. Я называю это процессом обучения информационным технологиям через информационные технологии
Для этого я имею все необходимые ресурсы, которые позволяет сделать любой урок более привлекательным и современным:
1.    Аудиторию, оборудованную современными техническими средствами: компьютерами, интерактивной доской, мултимедеапроектором,  принтером, сканером, веб-камерой
2.    Базу компьютерного мультимедийного  материала для сопровождения   занятий, использованием которой я могу манипулировать в зависимости от ситуации, сте-пени интереса обучаемых
3.    Базовую среду программного обе